Ответственность за привлечение к работе иностранных граждан

Самая актуальная информация на тему: "ответственность за привлечение к работе иностранных граждан" с полезными комментариями и отзывами.

Генподрядчик не несет ответственности за незаконное привлечение к труду иностранцев субподрядчиком, разъяснил ВС РФ

bergserg / Shutterstock.com

В Верховном Суде Российской Федерации рассматривался спор о правомерности привлечения акционерного общества, являвшегося генеральным подрядчиком при строительстве жилых объектов, к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП за привлечение к трудовой деятельности временно пребывающего в РФ гражданина Молдавии в отсутствие у него патента. Общество утверждало, что не является субъектом правонарушения, поскольку привлечение данного иностранного гражданина к работе осуществлял субподрядчик.

Суды первой и второй инстанций не согласились с таким доводом, поскольку по условиям государственного контракта генподрядчик обязался не допускать до производства работ на объекте иностранную рабочую силу, не прошедшую в установленном порядке миграционный учет. На генподрядчика была возложена обязанность оформить разрешение на производство работ и нести ответственность за нарушение правил и порядка ведения работ, в том числе и за использование (допуск к работам) иностранных рабочих, как со стороны самого генподрядчика, так и со стороны привлеченных им субподрядных организаций. На основании этого судьи пришли к выводу, что генподрядчик в любом случае осуществляет допуск до производства работ на объекте иностранной рабочей силы после оформления соответствующих разрешений и согласований на производство работ, в том числе и субподрядными организациями.

Однако такой подход Верховный Суд РФ признал неверным. В постановлении подчеркнуто, что буквальное толкование ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ предполагает возможность привлечения к ответственности лица, осуществившего непосредственное незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина. В рассматриваемом случае подтверждения того, что такие действия осуществил именно генподрядчик, отсутствуют, а наличие в контракте условий о необходимости соблюдения обществом требований миграционного законодательства само по себе не свидетельствует о том, что оно является субъектом правонарушения. В итоге штраф был отменен, а производство по делу прекращено (постановление ВС РФ от 21 февраля 2018 г. № 38-АД17-5).

Отметим, что ранее Верховный Суд РФ занимал иную позицию по данному вопросу. Так, в постановлениях от 5 августа 2015 г. № 308-АД15-2957, от 29 июня 2016 г. № 308-АД16-2457 суд указывал, что возложение обязанности по получению необходимых разрешений для привлечение к труду иностранных граждан на подрядчиков не заменяет и не исключает обязанности генерального подрядчика по контролю за надлежащим исполнением строительных работ, а также недопущению к трудовой деятельности на объекте иностранных граждан, не имеющих разрешения на работу на территории РФ. Генподрядчик должен осуществлять проверку легальности привлечения к трудовой деятельности подрядчиками иностранной рабочей силы для обеспечения исполнения публично-правовой обязанности как лица, ответственного за осуществление строительных работ. В связи с этим суд признавал правомерным привлечение к ответственности генподрядчиков на основании фактов осуществления на их объектах незаконной трудовой деятельности иностранными гражданами, привлеченными к работе подрядчиками.

advocatus54.ru

Проект закона, который внесет в Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП) соответствующие изменения, был подготовлен депутатом от «Единой России» Разиет Натхо. Согласно поправкам, для физических лиц, которые используют нелегальную рабочую силу, предусмотрена повышенная ответственность. ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ: Стоимость патента для мигрантов подняли до 4000 рублей Этот вид правонарушения теперь будет облагаться увеличенными в 3 раза административными штрафами. Законодатели считают, что предусмотренные нынешними нормами размеры штрафов не оказывают должного действия на граждан: очень часто они предпочитают привлекать нелегальных иностранцев и даже платить за них штраф, нежели отдать это рабочее место россиянину.

Ответственность за незаконное трудоустройство иностранца

При этом неоднократным будет считаться допуск к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранца или лица без гражданства, если нарушитель ранее привлекался к административной ответственности за аналогичное деяние в течение 180 дней. Напомним, что сейчас меры уголовной ответственности предусмотрены за организацию незаконного въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в РФ или незаконного транзитного проезда через территорию РФ (ч.

Правонарушения в сфере миграции

КоАП РФ, арендодателю, прежде чем сдавать помещения в аренду лицам, у которых трудятся работники-иностранцы, необходимо проверить наличие у арендатора всех разрешительных документов. Правительство РФ ежегодно устанавливает предельно допустимые доли иностранных работников, задействованных работодателями в различных сферах экономики.

Ограничения на привлечение иностранных работников вводятся по видам деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2001), утвержденным постановлением Госстандарта России от 06.11.01 № 454-ст. Так, в 2013 г. запрещено использовать труд иностранцев (п.

Штрафы за нарушение миграционного учета иностранных граждан

Здесь сумма от 5 до 7 тыс. руб. Санкции возрастают, если нарушитель пойман за год второй или последующий раз — штраф:

  • 5-7 тыс. RUB в российских регионах;
  • 7-10 тыс. RUB в Москве и северной столице.

Согласно административному законодательству выдворить непрописанных граждан могут даже при первом нарушении, однако обычно эта мера используется при систематическом несоблюдении правил миграционного учета.

Ответственность за использование труда нелегальных рабочих будет ужесточена

Административное право (библиотека) ¦ ¦ Правонарушения в сфере миграции (Главная) ¦ Ответственность за незаконное осуществление иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации и незаконное привлечение иностранной рабочей силы Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации (ст. 18.10 КоАП РФ). Одним из прав, которым пользуются иностранные граждане и лица без гражданства в Российской Федерации наравне с гражданами России, является право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию, а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных законодателем.

Читайте так же:  Приворот на девушку без последствия сразу действует

  • на граждан в размере от 2000 до 4000 рублей;
  • на должностных лиц — от 45000 до 50000 рублей;
  • на юридических лиц — от 800000 до 1000000 рублей

либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ) 2. Несоблюдение иностранным гражданином или лицом без гражданства установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности —

  • влечет наложение административного штрафа в размере от 2000 до 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Штраф за просроченную регистрацию иностранного гражданина — самое распространенное наказание для людей, находящихся незаконно на территории нашей страны. Но это не единственная проблема, возникающая как у мигрантов, так и у лиц, принимающих зарубежных гостей. Ответственность иностранных граждан за нарушения правил регистрации Наказание лицам, прибывшим из-за рубежа и нарушившим правила проживания и миграционного учета на российской территории установлена ст. 18.8 КоАП РФ. Штраф за отсутствие прописки или просроченную регистрацию установлен в размере 2-5 тыс.
RUB. Такая же сумма взыскивается, если иностранец не может предъявить документы, подтверждающие право проживания или нахождения в населенном пункте, а также если при проверке регистрация будет признана фиктивной. Кроме штрафных санкций возможна депортация нарушителей.
Взыскания выше в Москве и Санкт-Петербурге.

Уголовная ответственность за привлечение труд иностранных граждан

Такое же наказание предусмотрено для владельцев строящихся объектов, которые разместили на территории стройки нелегальных трудовых мигрантов или не препятствуют этому. Предусмотрено, что в случае незаконного привлечения к строительству объекта двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность наступит в отношении каждого виновного лица.

Такие последствия возникнут независимо от того, заключен трудовой договор с гражданином другого государства или гражданско-правовой. Предлагается также уточнить правила привлечения к ответственности, если одного и того же трудового мигранта одновременно задействуют на стройке два или более ИП, юридических лица или их филиала или представительства либо два или более должностных лица.

  • по ч. 1 — действия (бездействие) работодателя, нарушение правила о приеме на работу иностранного гражданина;
  • по ч. 2 — действия работодателя, направленные на фактическое использование иностранных работников без получения указанного разрешения на их привлечение;
  • по ч. 3 — бездействие работодателя, т.е.

За осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности, не указанной в разрешении на работу или патенте, придется уплатить административный штраф

Установлена административная ответственность за осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), в виде штрафа 2000 — 5000 рублей с административным выдворением из РФ или без такового, а также за необращение иностранного гражданина или с целью внесения изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу или патенте, если такое обращение требуется в соответствии с федеральным законом (штраф 4000 — 5000 рублей).

Также, соответственно, установлена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности). Размер штрафа, налагаемого на граждан, составит 2000 — 5000 рублей.

Кроме того, определено, в частности, что при необходимости осуществления иностранным гражданином, прибывшим в безвизовом порядке, либо отдельными категориями иностранных граждан, обучающихся в РФ по очной форме, трудовой деятельности по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в патенте, соответствующий иностранный гражданин вправе обратиться в миграционный орган, выдавший патент, для внесения соответствующих изменений в сведения, содержащиеся в таком патенте.

Уточнено, что отказ в приеме заявления о выдаче патента возможен также в случае принятия федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции решения о приостановлении на определенный период выдачи патентов на территории субъекта РФ или принятия Правительством РФ решения о приостановлении на определенный период выдачи патентов в России.

Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования.

Ответственность за прием на работу иностранца без необходимых документов и несообщение в органы

«Отдел кадров коммерческой организации», 2013, N 2

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРИЕМ НА РАБОТУ ИНОСТРАНЦА БЕЗ НЕОБХОДИМЫХ ДОКУМЕНТОВ И НЕСООБЩЕНИЕ В ОРГАНЫ

Зачастую работодатели предпочитают заключать трудовые договоры с иностранцами. Причины могут быть разными — экономическая выгода, отсутствие на рынке иной квалифицированной рабочей силы и пр. Вместе с тем государство заинтересовано в первую очередь обеспечить занятость российских граждан, поэтому законодательством установлены жесткие правила приема на работу иностранцев и экономическая ответственность работодателей и их должностных лиц — те, кто данные правила не соблюдает, подвергаются определенным санкциям.

Чтобы принять на работу иностранца, нужно иметь определенный перечень документов, а также сообщить в некоторые контролирующие органы о приеме иностранных граждан на работу. При этом перечни документов, необходимых работодателю при привлечении «визового» иностранца и иностранца, прибывшего из стран, для въезда из которых в Российскую Федерацию виза не требуется, различаются.

Так, в п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ) установлено, что по общему правилу работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных «визовых» работников, только если у него есть разрешение на их привлечение и использование, как и иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность лишь при наличии разрешения на работу. Оно требуется для заключения трудового договора и в том случае, если иностранец прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

Ответственность за привлечение иностранцев к работе

без разрешения на их привлечение

Если работодатель привлекает иностранного гражданина к работе, не имея на это разрешения, то согласно ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ на руководителя и саму организацию будет наложен штраф:

Читайте так же:  Как избавиться от денежной порчи

— на руководителя — в размере от 25 000 до 50 000 руб.;

— на организацию — от 250 000 до 800 000 руб.


Если же работодатель привлек на работу безвизового иностранца, у которого отсутствует разрешение на работу, то штраф для руководителя составит от 25 000 до 50 000 руб., для организации — от 250 000 до 800 000 руб. Необходимо отметить, что штраф будет рассчитываться в отношении каждого иностранного гражданина, который был принят на работу без соответствующих разрешений (это требование установлено в ч. 2 примечания к ст. 18.15 КоАП РФ).

В том и другом случаях вместо штрафа суд может приостановить деятельность организации на срок до 90 суток (ст. 18.15 КоАП РФ).

Обратите внимание! Заключение трудового договора с иностранным гражданином или лицом без гражданства само по себе не является привлечением такого гражданина или лица к трудовой деятельности и не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 18.15 КоАП РФ.

Как указал ВАС в Постановлении от 17.02.2011 N 11, противоправным является привлечение к трудовой деятельности, осуществляемое в виде фактического допуска конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к выполнению работ, оказанию услуг без соответствующего разрешения. Иными словами, если проверяющие органы обнаружат, что иностранец допущен к выполнению работ без соответствующих разрешений, этот факт будет основанием для привлечения руководителя или организации к административной ответственности по ч. 1 или ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ.

Уведомление контролирующих органов

Работодателю для приема на работу иностранца необходимо не только иметь определенный перечень документов, но и уведомить о приеме такого работника ряд контролирующих органов.

В частности, работодатель, пригласивший на работу визового работника, в течение 10 дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия этого гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения им разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику уведомляет о любом из вышеперечисленных случаев налоговый орган по месту своего учета (пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ).

Отметим: суды настаивают на том, что уведомлять налоговый орган необходимо и в случае, если вышеуказанные события наступают в отношении иностранного безвизового работника (вопрос 8 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года (утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 16.09.2009)).

Если работодатель привлекает на работу безвизовых иностранцев, он обязан уведомлять территориальный орган ФМС и фонд занятости о заключении и расторжении трудовых договоров, а также о предоставлении таким работникам отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).

Кроме того, работодатели, которые принимают на работу высококвалифицированных иностранных специалистов, обязаны ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять ФМС об исполнении обязательств по выплате заработка этим сотрудникам, а также о случаях расторжения трудовых договоров с данными специалистами и случаях предоставления им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (п. 13 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ).

Ответственность за неуведомление контролирующих органов

За неуведомление государственных органов работодатель и руководитель привлекаются к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ в виде штрафа, налагаемого:

— на руководителя — в размере от 35 000 до 50 000 руб.;

— на работодателя (юридическое лицо) — от 400 000 до 800 000 руб. Вместо штрафа суд может приостановить деятельность организации на срок до 90 суток.

Обратите внимание! Высший Арбитражный Суд в Постановлении от 17.02.2011 N 11 (п. 21) указал, что в ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ устанавливается ответственность за неуведомление миграционного органа, а не за уведомление его с нарушением срока.

С учетом этого состав данного нарушения охватывает лишь случаи, когда на момент выявления административного правонарушения лицо не уведомило миграционный орган о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства.

Комментарии к СТ 18.15 КоАП РФ

Статья 18.15 КоАП РФ. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Комментарий к статье 18.15 КоАП РФ:

1. Комментируемая статья введена в КоАП РФ Федеральным законом от 5 ноября 2006 г. N 189-ФЗ. Ее цель — обеспечить мерами административно-правового воздействия предупреждение и сокращение незаконной внешней трудовой миграции и соблюдение работодателями законодательства РФ о порядке привлечения к трудовой деятельности иностранных работников на территории России.

Ранее административная ответственность за нарушение работодателями указанного законодательства была предусмотрена ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ, ныне более четко сформулированы составы административных правонарушений и усилена ответственность за их совершение.

2. Комментируемая статья содержит три состава административных правонарушений. Их общим объектом являются общественные отношения, возникающие в связи с привлечением иностранных граждан к трудовой деятельности в РФ. Эти отношения регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.). Отдельные вопросы в данной области регламентируются также постановлениями Правительства РФ.

Трудовая деятельность иностранного гражданина, лица без гражданства (далее — иностранного гражданина) — это его работа в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).

Под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина, лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование этого гражданина (см. примечание 1 к данной статье).

3. Предметом посягательства по ч. 1 ст. 18.15 является правило о том, что иностранный гражданин, лицо без гражданства могут осуществлять трудовую деятельность только при наличии у них специального документа (разрешения на работу) либо патента, а работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного работника, обязаны обеспечить получение этим работником такого разрешения.

Читайте так же:  Как понять что есть сглаз или порча

Разрешение на работу — это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории России трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст. 13.3 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (статья включена в упомянутый Закон Федеральным законом от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ) гражданин РФ вправе привлекать к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора либо гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, законно находящихся на территории РФ иностранных граждан, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы, при наличии у иностранного гражданина патента.

Объективную сторону рассматриваемого правонарушения, таким образом, составляют действия (бездействие) работодателя, нарушение правила о приеме на работу иностранного гражданина.

4. Предмет посягательства по ч. 2 данной статьи — общее требование о том, что работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии у него разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы.

Форма, условия и порядок выдачи работодателям этого документа устанавливаются Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденный совместным Приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Росрыболовства от 11 января 2008 г. (с изм. и доп.).

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников — документ, подтверждающий право работодателя привлекать таких работников. Этим документом устанавливаются квоты на привлечение определенного числа иностранных граждан в целом и по группам профессий, нанимаемых работодателем на территории соответствующего субъекта РФ. Такие документы выдаются Федеральной миграционной службой или ее территориальными органами на срок до одного года и не подлежат передаче другим работодателям.

Объективную сторону правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи образуют действия работодателя, направленные на фактическое использование иностранных работников без получения указанного разрешения на их привлечение.

5. При применении ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи следует также иметь в виду, что ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлены категории иностранных граждан, на которых не распространяется разрешительный порядок привлечения иностранных работников к трудовой деятельности.

Порядок получения патента в органе Федеральной миграционной службы (в том числе перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче патента, сроки выдачи патента, сроки его действия) определен в указанной выше статье Закона. В этой же статье предусмотрена уплата налога лицом, обратившимся за получением патента, в виде фиксированного авансового платежа.

6. Предметом посягательства по ч. 3 комментируемой статьи является правило об обязательном направлении работодателями информации (сведений) в уполномоченные органы о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в бездействии работодателя, т.е. невыполнении им перечисленных выше обязанностей.

7. Субъекты правонарушений по ч. ч. 1 — 3 комментируемой статьи одни и те же. Ими являются работодатели или заказчики работ (услуг). В соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ работодателем признается физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров, а заказчиком работ (услуг) — физическое или юридическое лицо, получившее аналогичное разрешение, но использующее труд иностранных рабочих на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров. Работодателем, заказчиком работ (услуг) может быть также индивидуальный предприниматель — гражданин РФ или иностранный гражданин.

С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения могут быть совершены как с умыслом, так и по неосторожности.

8. При разрешении дел об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, важно обратить внимание на примечание 2 к статье, согласно которому в случае незаконного привлечения работодателем двух и более иностранных работников к трудовой деятельности административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в отношении каждого из этих работников отдельно.

За нарушение правил привлечения иностранных работников к трудовой деятельности на торговых объектах (торговых комплексах) физические и юридические лица, управляющие этими объектами, привлекаются к административной ответственности по ст. 18.16 (см. комментарий к ст. 18.16).

9. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, рассматриваются: 1) судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1); 2) должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67).

Протоколы составляют должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ч. 1 ст. 28.3).

Специфика привлечения к ответственности юридических лиц за правонарушения, предусмотренные частью 1 (4) ст. 18.15 КоАП РФ (Дзьоник Д.В.)

Дата размещения статьи: 28.02.2017

Правовые нормы, регламентирующие отношения в сфере миграции, с течением времени становятся все более совершенными и практически апробированными.
В первую очередь это относится к нормам, которые регулируют процессы, связанные с осуществлением трудовой деятельности иностранными гражданами в интересах юридических лиц (индивидуальных предпринимателей).
Зачастую лишь детальный анализ нормы дает возможность понять перспективы развития диспозиции, изложенные законодателем, актуальность правоприменения и перспективы развития.
В представленной работе будет проведено административно-правовое исследование ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ с учетом изменений в миграционном законодательстве .
———————————
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 12 февраля 2015 г.) // СЗ РФ. 2002. 7 янв. N 1 (ч. I). Ст. 1.
Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. 1 дек. N 48. Ст. 6638.

Читайте так же:  Как узнать есть порча или сглаз

Полномочия по применению данной статьи есть как у подразделений МВД, так и у органов прокуратуры, рассмотрение дел осуществляется должностными лицами и судами. Очевидно, что работодателями могут быть как физические лица, так и должностные и юридические лица. С учетом того, что наиболее серьезные санкции предусмотрены за правонарушения, совершенные юридическим лицами, привлечение юридических лиц вызывает наибольшие сложности, в качестве примера мы будем рассматривать работу именно с юридическим лицами.
Учитывая, что рассматриваемая проблематика является достаточно узконаправленной, в широком смысле для формирования представления о требованиях законодателя и с учетом специфики миграционных правоотношений необходимо пояснить следующее.
Большинство иностранных граждан, как правило, граждан бывших республик СССР, прибывают в Россию с целью трудоустройства. Эта процедура имеет тенденцию к достаточно динамичным изменениям .
———————————
Государственный контроль за миграционными процессами: Учебное пособие / С.А. Акимова, С.Н. Байжуминов, Н.Г. Максименко, Н.А. Нигметов, Т.А. Прудникова; под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Фонд «Университет», 2012. 143 с.

На сегодняшний день новейшие требования законодателя для обобщенного иностранного гражданина (к примеру, гражданин Узбекистана Р. 1987 года рождения) заключается в том, что он должен законно находиться на территории России и законно осуществлять трудовую деятельность.
———————————
Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 31 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2002. 29 июля. N 30. Ст. 3032.

Для иностранного гражданина на сегодняшний день алгоритм действий, направленных на законность пребывания и осуществления трудовой деятельности, заключается в том, что он при въезде в Россию четко в миграционной карте заявляет цель въезда (работа), имеет уже при пересечении границы страховой полис , в течение 7 рабочих дней его принимающая сторона осуществляет постановку на миграционный учет по адресу временного пребывания .
———————————
См.: п. 5 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ред. от 31 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 1996. 19 авг. N 34. Ст. 4029.
См.: ст. 25.9 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ред. от 31 декабря 2014 г.).

Этапом законного осуществления трудовой деятельности для трудового мигранта является получение в установленном законом порядке патента (разрешения на работу с 1 января 2015 г. остаются для иностранных граждан с визовым режимом, но уже выданные действуют до окончания срока действия), выдаваемого для работы в интересах как физических, так и юридических лиц, имеющего четкую привязку к субъекту, на территории которого он действует. Подача документов для оформления патента осуществляется в течение 30 дней с момента пересечения границы, в случае нарушения сроков подачи образуется состав правонарушения, предусмотренный ст. 18.20 КоАП РФ .
———————————
См.: изменения в п. 2 ст. 13.3 ФЗ N 115-ФЗ согласно Федеральному закону от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. 1 дек. N 48. Ст. 6638.

Ситуация типична для большинства иностранных граждан, прибывающих в РФ (граждане Узбекистана, Таджикистана, Молдовы, Азербайджана), но следует понимать, что речь идет о иностранных гражданах, прибывших из стран с безвизовым с Россией режимом.
Также следует отметить, что отсутствие необходимости иметь патент (разрешение на работу) для граждан Белоруссии, Казахстана, Киргизии, со 2 января 2015 г. — для граждан Армении и для граждан Украины, получивших статус временного убежища, придает им особый статус, зачастую требующий отдельного, детального рассмотрения. В представленной работе рассматривается наиболее типичная ситуация, характерная для практики .
———————————
Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2014 г. N 1338 «О внесении на ратификацию Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Армения и граждан Республики Армения на территории Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. 15 дек. N 50. Ст. 7129.
Дзьоник Д.В. Административная ответственность юридических лиц за правонарушения, предусмотренные ч. 3 (4) ст. 18.15 КоАП РФ // Вестник СПб. университета МВД России. 2015. N 3(67). С. 32.

Что касается работодателя и, собственно, рассматриваемой проблематики, задачей, установленной действующим законодательством при привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина, является привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина, имеющего патент (разрешение на работу), если это требуется в соответствии с действующим законодательством, привлечение же без патента, в случаях когда таковой требуется, образует состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
———————————
Приказ Федеральной миграционной службы от 28 июня 2010 г. N 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации» (ред. от 8 декабря 2014 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. 23 авг. N 34; Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 31 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2002. 29 июля. N 30. Ст. 3032.

Литература

Статья 18.15 КоАП РФ. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

Новая редакция Ст. 18.15 КоАП РФ

1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, —

Читайте так же:  Сделать порчу на пьянку

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

3. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

4. Нарушения, предусмотренные частями 1 — 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

5. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, или его уполномоченного территориального органа в соответствии с перечнем, установленным указанным федеральным органом исполнительной власти, об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, если такое уведомление или предоставление таких сведений требуется в соответствии с федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Примечания:

1. В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Комментарий к Статье 18.15 КоАП РФ

Объектом административных правонарушений, предусмотренных статьей 18.15 комментируемого Кодекса, выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контроля и надзора за привлечением иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации к трудовой деятельности. Порядок привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а также Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2146.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 18.15 комментируемого Кодекса, выражается в привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у них разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 18.15 комментируемого Кодекса, состоит в привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных рабочих, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью третьей комментируемой статьи, образует неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.

Субъектами административных правонарушений, предусмотренных статьей 18.15, выступают граждане, должностные лица, юридические лица.

С субъективной стороны предусмотренные правонарушения являются умышленными.

Другой комментарий к Ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Комментарий к статье 18.15 КоАП в процессе написания. Заходите позже.

Ответственность за привлечение к работе иностранных граждан
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here